Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Модернизация отечественной экономики – приоритетная общенациональная
задача, в решении которой малый и средний бизнес способен сыграть ключевую роль. В этой
связи важно обеспечить более активное участие предпринимателей в коммерциализации
научных разработок, внедрении технологических и управленческих инноваций, создании
современных товаров и услуг. От успеха такой работы прямо зависит повышение качества жизни
людей, укрепление конкурентных позиций России на мировом рынке.
3
На современном этапе развития экономики, понятие предпринимательства может быть
определено в узком и широком смысле. В узком смысле – это деятельность в сфере экономики,
которая имеет признаки коммерции. Если мыслить шире - это образ жизни и способ мышления
человека.
Глава 1. Теоретические основы правовой поддержки малого и среднего бизнеса в РФ и
Тюменской области
1.1 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: проблемы и направления развития
Успешное развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) является одной из главных задач экономики
страны. Несмотря на весомую поддержку государства и существующие меры, направленные на
развитие малого и среднего предпринимательства, до сих пор остаётся нерешенными ряд
проблем, оказывающих отрицательное влияние на доверие и готовность молодого поколения
начинать свой бизнес.
Малый бизнес – это предприятие с численностью от 16 до 100 сотрудников, годовая выручка
которого не превышает 400 млн. рублей. Субъекты предпринимательской деятельности с
численностью штата до 15 человек этим же определением малого предпринимательства
называют микропредприятиями, а их годовой доход не превышает 60 млн. рублей.
Средний бизнес – предприятие с численностью сотрудников 101 – 250 человек, годовой доход
которого не превышает 1000 млн. рублей [47, с. 346].
Статистические данные развития МСП в 2017 году остаются достаточно не высокими: 5,7 млн
субъектов малого и среднего бизнеса, зарегистрировано в реестре; 25% обеспеченность занятости
населения; 20% от ВВП страны.
Если рассматривать динамику развития МСП за последние 5 лет, то можно наблюдать следующую
тенденцию: в 2014 году количество субъектов МСП составляло 4 379 483 млн, а в 2017 цифра
достигла 5 862 360 млн. [54].
На сегодняшний день существует множество услуг, предоставляемых государством для МСП:
1. Субсидии от центра занятости;
2. Грантовая поддержка;
3. Федеральные поддержки малого и среднего бизнеса;
4. Региональные программы поддержки;
5. Субсидии на возмещение процентов по кредиту.
Однако небольшой процент субъектов МСП знает о существующих мерах поддержки. В частности,
для того, чтобы воспользоваться поддержкой со стороны государства необходимо соблюдение
следующих требований:
- достигнуть совершеннолетнего возраста;
4
- иметь паспорт гражданина РФ;
- иметь статус безработного, то есть состоять на учете в Центре занятости;
- состоять на учете в Центре занятости больше 30 календарных дней, однако за этот период им не
была подобрана подходящая вакансия.
Основными услугами по развитию МСП, предоставляемыми центром занятости, являются:
1. Информационное обеспечение. Данный вид поддержки является начальным этапом в развитие
малого бизнеса. Центр занятости проводит ряд бесплатных тренингов и курсов, главная цель
которых – предоставление обучающего материала в доступной форме для начинающих
предпринимателей. Другими словами, изучаются азы экономики, правила ведения
предпринимательской деятельности, а также дается четкое понятие о том, как правильно
составить бизнес-план.
1.2 Государственная программа по развитию малого и среднего бизнеса в Тюменской области
Направления и перспективы развития малого и среднего предпринимательства и научноинновационной сферы региона определены в государственной программе Тюменской области
«Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы» до 2020
года, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2017 № 689-п.
[13].
Государственная программа Тюменской области «Развитие малого и среднего
предпринимательства и научно-инновационной сферы» до 2020 года (далее - Программа)
разработана в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого
и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [6] и Федеральным законом от
23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [6], Законом
Тюменской области от 05.05.2008 № 18 «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Тюменской области» [8], Законом Тюменской области от 21.01.2007 N 544 «О научной, научнотехнической и инновационной деятельности в Тюменской области» [9].
Программа предусматривает 2 цели:
• цель 1. Повышение роли малого и среднего предпринимательства в развитии
конкурентной экономической среды области, направленная на развитие малого и среднего
предпринимательства в регионе;
• цель 2. Создание благоприятных условий для интеграции научно-технической сферы и
производства, обеспечивающей внедрение новых технологий, направленная на развитие научноинновационной сферы.
1.3 Мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в
Тюменской области
5
По данным Тюменьстата в Тюменской области количество субъектов малого и среднего
предпринимательства, осуществляющих деятельность, увеличилось по итогам 2016 года на 6,7%.
На 01.07.2017 года число индивидуальных предпринимателей , состоящих на учете в статрегистре
составило 38,402 тыс. ед. (на 01.01.2017 года — 37,382 тыс. ед.) без автономных округов.
С 1 августа 2016 года начал свою работу Единый реестр субъектов малого и среднего
предпринимательства (МСП). Реестр размещен на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС). В
реестр включены данные о компаниях и индивидуальных предпринимателях (ИП),
соответствующих установленным для МСП требованиям.
2.2 Проблемы поддержки малого и среднего бизнеса в Тюменской области. Пути их решения
На основе проведенного анализа государственной поддержки МСП Тюменской области нами
выявлены некоторые проблемы и упущения в работе Департамента инвестиционной политики и
государственной поддержки предпринимательства Тюменской области и инфраструктур
поддержки бизнеса:
упущением, на наш взгляд, является ситуация, когда Бизнес – инкубатором и другими
инфраструктурами поддержки МСП проводятся различные мероприятия, но не уделяется
достаточного внимания изучению теоретических вопросов, позволяющих более успешно вести
бизнес;
проблемой, на наш взгляд, является ситуация, когда Бизнес – инкубатор и другие
инфраструктуры поддержки МСП проводят различные мероприятия, том числе по созданию
малого и среднего предприятий, но не обращают достаточно большого внимания расчетам
финансового плана бизнес – плана;
упущением в работе Бизнес – инкубатора, на наш взгляд, является то, что Бизнес –
инкубатор не обращает достаточно большого внимания маркетинговым исследованиям,
позволяющим определить эффективность будущего бизнеса;
упущением в работе Департамента инвестиционной политики и государственной
поддержки предпринимательства Тюменской области и инфраструктур поддержки бизнеса
является отсутствие разных форм общения и разных специалистов с субъектами МСП, так как в
отдельных, труднодоступных районах области возможности общения субъектов МСП органами
власти и управления ограничены[16, с.34].
В связи с выявленными проблемами и упущениями нами разработаны направления
совершенствования поддержки МСП Тюменской области.
Первое направление.
Формулировка направления: расширить план обучающих мероприятий, проводимый Бизнес -
инкубатором и другими инфраструктурами поддержки малого и среднего предпринимательства
за счет создания обучающих курсов, школ бизнеса и т.д. на 3 – 6 месяцев для лиц, желающих
начать бизнес, применить инновации на малого и среднего предприятиях, расширить бизнес и т.д.
На этих курсах возможно более полное изучение теоретических вопросов, позволяющих более
6
успешно вести бизнес. Необходимость направления вызвано наличием упущений, когда Бизнес -
инкубатором и другими инфраструктурами поддержки МСП проводятся различные
мероприятия, но не уделяется достаточного внимания изучению теоретических вопросов,
позволяющих более успешно вести бизнес.
Выводы по второй главе
Таким образом, во второй части нашего исследования мы рассмотрели способы реализации
эффективной государственной политики в сфере развития и поддержки малого и среднего
предпринимательства в Тюменской области. Проблемы и пути их решения.
По данному вопросу нами было отмечено, что в целях координации усилий и создания
действенного механизма взаимодействия заинтересованных структур в развитии
предпринимательской деятельности и реализации эффективной государственной политики в
сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Тюменской области, в
соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» Губернатором Тюменской области 05.05.2008
было подписано распоряжение «О Совете по развитию малого и среднего предпринимательства».
В состав Совета вошли представители органов власти, бизнесмены и представители общественных
организаций.
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели тему «Правовые основы поддержки малого и среднего бизнеса
в Тюменской области».
Для достижения поставленных целей мы решили ряд задач:
1. Рассмотрели государственную поддержку малого и среднего бизнеса. Обозначить проблемы и
направления развития.
2. Проанализировали государственную программу по развитию малого и среднего бизнеса в
Тюменской области.
3. Охарактеризовали мероприятия, направленные на развитие малого и среднего
предпринимательства в Тюменской области.
4. Рассмотрели организацию, структуру и деятельность Совета по развитию малого и среднего
предпринимательства в Тюменской области.
5. Изучили проблемы поддержки малого и среднего бизнеса в Тюменской области. Обозначить
пути их решения.
В заключении можно отметить, что государственная поддержка малого и среднего
предпринимательства в Тюменской области осуществляется на основании следующих нормативно
– правовых актов:
7
– Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 № 209 - ФЗ «О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
– Закона Тюменской области от 5 мая 2008 года № 18 «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Тюменской области» с Государственной программой Тюменской области
«Основные направления развития малого и среднего предпринимательства» до 2020 года;
– других нормативно - правовых актов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты и нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 ФКЗ, от
30.12.2008 N 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2- ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СЗ РФ.– 2014. –№9.–Ст.851.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.1994 N 52-ФЗ (в действ. ред.)// СЗ РФ.–
1994.–№32.– Ст.3301–3302.
3. Уголовный кодекс РФ от 24.05.1996 № 63 -ФЗ (в действ. ред.) // СЗ РФ.– 1996. – № 25. – Ст.
2954.
4. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в действ. ред.)// СЗ РФ.– 1994.–
№32.– Ст.3301–3302.
5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. – 2015.– N 13– Ст. 1811.
6. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» (в действ. ред.)// СЗ РФ. – 2007.– N 31– Ст. 4006.
7. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике» (в действ. ред.) // СЗ РФ. – 1996.– N 35– Ст. 4137.
8. Закон Тюменской области от 05.05.2008 № 18 «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Тюменской области» // СПС Консультант Плюс (дата обращения
12.12.2018).
9. Закон Тюменской области от 21.01.2007 N 544 «О научной, научно-технической и
инновационной деятельности в Тюменской области» // СПС Консультант Плюс (дата обращения
12.12.2018).
10. Закон Тюменской области от 24.10.2017 N 78 «О внесении изменений в статьи 1 и 1.1
Закона Тюменской области «О налоге на имущество организаций»» (принят Тюменской областной
Думой 19.10.2017) // СПС Консультант Плюс (дата обращения 12.12.2018).
8
11. Закон Тюменской области от 24.10.2017 N 77 «О внесении изменений в Закон Тюменской
области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области»»
(принят Тюменской областной Думой 19.10.2017) // СПС Консультант Плюс (дата обращения
12.12.2018).
12. Закон Тюменской области от 24.10.2017 N 74 «О предоставлении налоговых льгот на 2018
год и на плановый период 2019 и 2020 годов отдельным категориям налогоплательщиков»
(принят Тюменской областной Думой 19.10.2017) // СПС Консультант Плюс (дата обращения
12.12.2018).
13. Государственная программа Тюменской области «Развитие малого и среднего
предпринимательства и научно-инновационной сферы» до 2020 года // СПС Консультант Плюс
(дата обращения 12.12.2018).
Монографии, сборники, учебники и учебные пособия
14. Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности / Ф.И.
Биншток.–М.: Просвещение, 2016. – 318с.
15. Блинов А.О. Малое предпринимательство: Теория и практика: учеб. пособие / А.О. Блинов,
И.Н. Шапкин. – М.: Просвещение, 2016. –318с.
16. Брянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование / А.Н. Брянкина– М.
Просвещение,2016. – 218с.
17. Бутова Т.В., Ерхов М.В. Власть и бизнес в современном обществе / Т.В. Бутова, М.В.
Ерхов.– М.: Просвещение, 2016. – 387с.
18. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. /
В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2017. –397с.
19. Дарибекова А.С. Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России /
А.С. Дарибекова. М.: Просвещение,2015.– 218с.
20. Добрынина А.И. Экономическая теория./ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. –Изд.
«Питер».- 2016.–258с.
21. Камаев В.Д. Экономическая теория: учебник./ под ред. В.Д. Камаева.–М.: Гуманист.Изд.
Центр ВЛАДОС,2014.–412с.
22. Мамедов О.Ю. Современная экономика: учебник для вузов. / под ред. О.Ю. Мамедова. –
Ростов-на-Дону:«Феникс». 2017.–258с.
23. Никитина Л.Н. Становление малого бизнеса в России / Л.Н. Никитина –М.: Просвещение,
2016. –389с.
24. Нуреев Р.М. Курс макроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: ИНФРА-М.,
2016.–318с.
9
25. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с
англ. И. Минервина— М: Альпина Паблишер, 2015. –414с.
26. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е.Румянцева. – М.: ИНФРА-М,
2015.– 513с.
27. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг и др.; Под общ. ред. Б.А. Райзберга. -
М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. –С.318.
28. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: учеб. / Л.И. Спиридонов. – М.: ИНФРА-М,
2015. –398с.
Статьи в научных сборниках, энциклопедиях и периодической печати
29. Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования//
Вопросы экономики, 2014. – № 5. – С.66-75.
30. Блинов А. Заметки о роли государства в управлении экономикой.//Предпринимательство,
2017. – №6. – с. 102-108.
31. Бусыгин А.В. Предпринимательство. -М.: ИНФРА-М, 2014. –314с.
32. Вишняков Д.Н. Финансовое обеспечение государственных программ поддержки
предпринимательства в Тюменской области // Экономика и современный менеджмент: теория и
практика: сб. ст. по матер. XLIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2014.
33. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство М.:«Софит». – 2015. – 496с.
34. Дерябина М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и
контроля.// Вопросы экономики, 2017. – №10. – с.55-69.
35. Ионова Ж.А. Правовые проблемы лицензирования предпринимательства в России. // Изв.
высш. учеб. заведений. Науч-теорет. журн. 2016. –№ 3. – С.36-48.
36. Кабаков B.C., Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Предпринимательство и менеджмент в
малой фирме. – СПб., СПбГИЭА, 2015. – 365с.
37. Кабаков В.С., Богачев В.С., Алексеева М.Б. Организация предпринимательской
деятельности. – СПб., 2014.-141с.
38. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. - М.: Сфера, 2015. – 388 с.
39. Клейнер Г.Б. Эволюция реформирования промышленных предприятий:10 лет спустя//
Вопросы экономики, 2016. – № 5, – С.24-35.
40. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве:
управление развитием. М.: Новый Логос, 2013. – 290 с.
41. Колесникова Л.А. Предпринимательство: от максимализации прибыли к синергии
социально-экономических систем.// Вопросы экономики, 2014. – №10. – с.40-54.
42. Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского
предпринимательства.// Общество и экономика. 2013.- №9-с.47-69.
10
43. Кратко И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в
Российской империи.// Проблемы теории и практики управления, 2014. – №5. – с.123-127.
44. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - 2-изд. перераб. и дополн. -
М.: ИНФРА-М, 2013. –315с.
45. Петросян Д., Хубнев Р. Многопрофильные консалтинговые центры для поддержки
предпринимательства.// Проблемы теории и практики управления, 2014. – №3 – с.101-108.
46. Потупа А.С., Рыльков Г.С., Стрельчик С.Л. и др. Стратегия и важнейшие направления
экономической политики по минимизации административных барьеров на пути развития
предпринимательства // Препринт Белорусского Союза предпринимателей. – Минск, 2013. – С.45-
58.
47. Рогач О.В., Машукова М.М. Перспективные формы поддержки малого
предпринимательства в России. // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 1-2 (11). С. 346-352.
48. Тарануха Ю. Предпринимательство в переходной экономике.// Экономист, 2014.- №10. -
с.42-49.
49. Фролова Е.В., Рогач О.В. Муниципально - частное партнерство в образовании:
инфраструктурный аспект. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.
2017. –Т. 10. –№ 1 (49). –С. 145-160.
50. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России // Рос.
эконом. журн. –2014. –№ 5–С.45-59.
Авторефераты докторских и кандидатских диссертаций
51. Иванов С.А. Государственная поддержка малого предпринимательства в условиях
нестабильности внешней среды: автореф. дис. … канд. экон. наук. –СПб.: СПбГУЭиФ, 2016.
Электронные и интернет – ресурсы
52. Деловой портал правительства Тюменской области // Интернет-сайт URL:
http://www.tyumen-region.ru/support/enterprises/firstline/ (дата обращения 12.12.2017.).
53. Словарь экономических терминов URL: http://economics_ru.academic.ru/3005.
54. Статистические данные о развитии малого предпринимательства в России по итогам I
полугодия 2017 г. // Интернет-сайт «Ресурсный центр малого предпринимательства» URL:
http://www.rcsme.ru/lib (дата обращения 12.12.2017.).